Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы ТТХ, говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят... читать дальше...
Авиация СССР
Вспомни тот МиГ
Истребитель И-200 (в дальнейшем – МиГ-1 и МиГ-3) можно назвать дальним потомком И-16, во многом от него отличавшимся, но сохранившим тем не менее отдельные «родовые черты». читать дальше...
Первым из истребителей нового поколения в январе 1940 года вышел на испытания самолет авиаконструктора А.С, Яковлева И-26, позднее переименованный в Як-1.
Наиболее ярким представителем «деревянного стиля» в советской истребительной авиации времен войны был самолет авиаконструкторов С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова И-301, получивший при запуске в серию обозначение ЛаГГ-3, а также его дальнейшее развитие — Ла-5 и Ла-7
Дать наиболее достоверную оценку эффективности действий немецкой бомбардировочной авиации можно опираясь только на свидетельства понесшей потери от ее воздействия стороны. То есть по докладам и донесениям командиров разных уровней Красной Армии. И эти донесения свидетельствуют о высокой результативности немецких летчиков...
Содержание действительно мощных Военно-Морских сил дело обременительное для любой экономики мира. Пожирающие огромные материальные ресурсы ВМС могли позволить немногие страны. Военные флоты скорее становились орудием политики и иметь мощные линкоры считалось престижным.
Отражено конечно не всё (что неудивительно) но почти со всем о чем написали согласен. Однако не удивлюсь если на Вас накинутся за фразу "один тигр убивал как минимум 10 Т-34" причём нападать будут с 2х сторон- и сторонники "все наше лучшее" и апологеты "трупамизавалили"- мол как танк при таких потерях может лучшим быть.
Я, конечно, полный профан в танках, но, как начинающий прокта и, не побоюсь этого слова, главный конструктор, хотя и в другой отрасли (приборостроение), имеющий несколько сертифицированных нашим МО разработок, и небольшой опыт внедрения в производство, немного представляю себе ЧЕГО это им стоило, нашим разработчикам Т-34, сделать то, что они сделали!!! И 80% успеза этого - сама конструкция Т-34! Однозначно, Кошкин, Морозов и и их коллеги заслуживают памятников, на каждом нашем заводе IMHO! Вполне возможно, что та же Пантера и, была бы в итоге лучше, если бы не многочисленные ее детские болезни, сделавшие ее, фактически, небоеспособной. Ну совсем, как Т-34 начала войны... Смогли бы немцы наклепать ее за 3 года хотя бы 20000 на эвакуированных заводах голодным и неквалифицированным персоналом на морозе, сделав при этом из нее надежный танк, на котором смело идут в бой даже через 60 лет после снятия с производства вопрос, конечно, открытый и история не любит сослагательного наклонения...
А вот про Т-34 ответ на этот вопрос однозначно утвердительный. Потому, IMHO, несмотря на все описанные автором факты (которым лично я не вижу основания не доверять, как и обвинять его в предвзятости изложения), Т-34 действительно лучший танк второй мировой войны!
P.S. Как-то я виде статью о том, как один американец, справедливо полагая, что понятие "лучший танк 2 мировой войны" лишено смысла, поскольку танк, хороший в начале войны, уже совсем не был таким в конце, составил свой рейтинг лучших танков за каждый год. Причем, и в каждом году у него было 2 номинации - выбор командира и выбор танкиста (возможно, тут я ошибаюсь...). В этот рейтинг попали не только тнки, но и самоходки, причем, не только советские и немецкие, но и союзников. Но даже у него лишь только один танк занял сразу 3 клетки в этой таблице. Разумеется, это был Т-34. Причем, за 41 год он победил сразу в обоих номинациях.
Другое дело, что сделано это было с недопустимо большой задержкой - к этому моменту немцы, по опыту столкновений с Т-34, уже успели выкатить аж целую линейку совершенно новых танков. Но тут надо понимать, советским конструкторам, вместо выполнения ОКР в теплых кабинетах и на полигонгах, приходилось экстренно переналаживать производство эвакуированных заводов, иногда под открытим небом на бодрящем морозце, да еще и ну очень уж неквалифицированным персоналом вроде женщин и детей, которые иногда могли падать в обморок от голода (не самые лучшые, скажем так, условия для подготовки новых производственных кадров!). И сделать так, чтобы вот ЭТО ВСЕ выцпускало потом танки, которые могли бы хотя бы немного ездить своим ходом, да еще и как-то стрелять, да еже и попадать в немцкие танки иногда. Да еще и в КАКИХ количествах это все выпускать!
Вот это IMHO настоящий инженерный подвиг! Конечно, у их немецких коллег таких траблов с промышленностью не бьло. И очень интересно, как было бы посмотреть, как бы в таких условиях и с такими рабочими они налаживали бы производство, скажем, крайне трудоемких и высокотехнологичных Тигров... Да, не секрет, что один тигр в среднем убивал, минимум, с десяток Т-34. Но он и стоил, как несколько их десятков (в сети где-то лежат конкретные цифры). И при всем этом Т-34-85, выпускаемые на этих самых эвакуированных заводах этим самым неквалифицированным персоналом, был очень даже так себе ничего, даже в сравнении с последними танками немцев и их союзников.
Объективно тяжелыми конструктивными просчетами Т34 были IMHO:
1. экипаж 4 человека. Почти у всех противников и союзников экипаж был 5 человек, при этом командир занят был только обзором поля боя, оценкой обстановки и выбором целей, а также связью с другими танками и вышестоящим начальством.
2. недостаток обзора. Почти у всех, опять-таки, союзников и проивников были командирские башни с самого начала.
Были и другие недостатки, вроде плохих воздушных фильтров, отсутствие радисвязи и т.д., но они, скорее, объяснялись отсутвсием в распоряжении конструкторов осовенных промышленностью устройств. А вот эти 2 перечисленных - IMHO оьъективные промахи разработчиков. Но тут нельзя сказать, что такие уж лохи сидели в нашей промышленности, что прям совсем никто ничего не видел, эти недостатки. Видели, и настолько хорошо, что перед самой войною аж дважды(!) снимали Т-34 с производства с характеристикой, не много не мало, а "танк совершенно небоеспособен!" Уже было принято решение забросить этот проект, как неудачный и перейти сразу к подготовке производства Т-43, и только начало войны заставило Малышева издать противоположный приказ - оставить подготовку Т-43 и вернуться к Т-34, превращая его в Т-43 постепенно, без остановки конвеера. И конструктора честно именно этим и занимались всю войну, выдав в итоге в 1944 году Т-34-85, который был IMHO объективно лучше не самого удачного Т-43.
Хорошая статья, в целом отражает картину IMHO. А вот в комментах споры какие-то странные и эмоциональные. IMHO по факту имели место нормальное соревнование инженеров с обеих сторон, которые делали все возможное в их конкретной ситуации. Несомненные плюсы Т34 IMHO:
1. Еще до войны правильно поставленное ТЗ, крайне амбициозное - крупнокалиберная пушка + противоснарядное бронирование на среднем танке (т.е. на массовом и дешевом танке высокой подвижности). Ни одна другая страна такое ТЗ не ставила. IMHO немцам было тоже по силам вполне создать такой танк, если бы такая задача была поставлена (что и сделали они впоследствии даже на уровне модернизации своего Т4). При этом что-то получилось лучше (в наличии были действительно хорошие пушки, технические решения которые впоследствии были скопированы в СССР, например, дульный тормоз). А что-то было и хуже (ничего аналогичного мотору B-2 они так и не создали).
2. Еще задолго до этого был выбран правильный прототип - танк Кристи. А мериканские военные не воспринимали "чекнутого" конструктора-одиночку всерьез. А Сталин воспринял еще и как - и не проиграл! Т34 - это, можно сказать, его внук или правнук, включая и форму кузова с нклонными бронелистами, и компановку, и подвеску. Можно, конечно,кричать, что торсионная очевидно лучше, но при тогдашнем уровнне металлургии не смогли создать нормальную торсинную не только мы, но и немцы. Ну то есть они смогли, но ценоюу перехода на невероятно сложную, дорогую и неудачную схему шахматных катков - просто торсионов стало в 2 раза больше и они вдвое разгрузились.
3. Выбор двигателя. Необычно мощный (в ставнении с теми же Т4), и при этом экономичный дизель. Хотя, у других стран тоже были дизеля на танках, но они не имели других преимуществ Т34.
Так я про то и говорю. Были Жегловы и Шараповы в стране, но были и Горбатые и Фоксы. И жировали некоторые всю войну. Помните, как трудно было распознать в орденоносце бандита? Про Кошкина Вы правы, а что насчет Котина? И личность неоднозначная, и результаты неоднозначные и слишком обласкан властью. "Товарищ Котин, так зачем же на танке три башни?
- Мощное вооружение: одна пушка 76 мм и две по 45, -- ответил
Жозеф Яковлевич.
- Нечего делать из танка 'Мюр и Мерилиз'! -- сказал Сталин. Вам нужно ориентироваться на утолщение брони и усиление защиты
экипажа. Незачем иметь на танке большое количество башен. А ещё
лучше, чтобы осталась одна башня!" И всё! А кого-то могли и арестовать за подобное.
Техник я Вас не узнаю. Изначально речь шла о втюхивании ненужных "элементов" типа циммерита для собственного обогащения как вариант. Премии были и это правильно, негодяи тоже были, как там Глеб Жеглов "это ты работник мура находил у них масло икру, когда страна последнюю краюху фронту отдавала". Кошкин не за премии танк создавал и гнал его потом на испытания. Думаю за такие "ляпы" как Маус "виновные понесут заслуженные наказания" при Сталине потому их не было,вернее, конечно не только и не столько потому.
Не думаю что кто-то торговался с тов. Сталиным, обогащался на войне в СССР.
Во первых, жадность встречалась и при Сталине, и при Гитлере, и при Рузвельте, и при Черчилле. Встречалась до них и будет встречаться в будущем. И никакими репрессиями ее не искоренить полностью.
Во вторых, Сталин прекрасно понимал, что людей надо поощрять и морально и материально, поэтому людям за войну (за сбитые самолеты и т.п., за рацпредложения, а тем более за изобретения на производстве и в проектных бюро)не только медали и благодарности давали, но и платили премии (и порой не маленькие).
В третьих, люди могут искренне заблюждаться, как единолично, так и коллективно. И при этом считать себя абсолютно правым, гениальным и, соответственно, заслуживающим поощрения. Более того, и окружающие его с ним были полностью согласны.
Ну СССР- совсем другая песня(в смысле строй)- у нас как раз наоборот все шло по пути удешевления производства (сравним стоимость Т-34 40г и 43г). Да и кому наживаться- директору государственного завода? Наоборот поощрят если без снижения качества удешевит производство